Стадиону "Торпедо" - 55!

4 ноября 1950 года перед входом на стадион собралась комиссия, чтобы принять это сооружение в эксплуатацию. Торжественное открытие "Торпедо" должно было пройти после демонстрации в честь 33-летия Великой Октябрьской революции.

На снимке 1969 года: на стадионе "Торпедо" играют владимирский "Трактор" и московское "Торпедо". Узнаете крайнего слева футболиста? Это легендарный Эдуард Стрельцов. В центре мяч обрабатывает еще совсем молодой Михаил Гершкович. Им противостоят владимирцы Виктор Кулаков и Евгений Лобанов.

А пока ответственные люди осматривают новостройку, именующуюся стадионом в Гончарах, вернемся к началу.
В этом месте старинного русского города много веков владимирцы добывали глину. Место добычи превратилось в огромный овраг с отлогим спуском к югу. А в самом низу еще в 1920-е годы было разбито неуклюжее футбольное поле с самодельными воротами. Там и занимались физкультурой жившие поблизости горожане, а склоны оврага шли под посадку картошки.
В 1927 году при проведении государственного районирования Владимирская губерния была упразднена и вошла в состав Центрально-Промышленного района с центром в Иваново-Вознесенске (ныне город Иваново). Жизнь во Владимире, ставшем заштатным уездным городом, в том числе и спортивная, заглохла на годы.
Но в 1943 году Владимир вновь стал областным центром. Власть в нем держал первый секретарь обкома и горкома ВКП(б) П.Н.Алферов. А председателем горисполкома был назначен ленинградец И.М.Богард, переведен подальше от Невы после партийного "дела Попкова".
Оба руководителя были любителями спорта, особенно - футбола. Поэтому, ведя строительство промышленного производства и жилья для горожан, в 1947 году затеяли вместо "деревенского" стадиона "Локомотив" со скамейками человек на 500 построить новый стадион, вмещающий до 50 тысяч болельщиков. А склоны ямы использовать для трибун, точнее - рядов сидений. На сооружение требовалось не менее 2,5 миллиона "сталинских" рублей. Строительство поручили Владимирскому Тракторному заводу, помогать которому должен был весь город.
Заказ на разработку чертежей спортсооружения был дан архитектурно-проектной мастерской. Архитекторами проекта стадиона были Л.Г.Зотов и его жена В.И.Погорелко, конструктором - В.И.Шибаев. Вся подготовка к строительству была закончена к концу 1948 года. Решено было начать строительство в следующем году.
Перед Первомаем в горисполкоме прошло совещание, на котором председатель собрал ответственных за строительство стадиона и представителей ВТЗ. Неожиданно выяснилось, что Тракторный завод средств на стройку выделить не может. И тогда Богард решительно поднял трубку правительственного телефона и соединился с министром тракторной промышленности Акоповым.
- Акоп Акопыч, выручай! На строительство стадиона нам надо 2,5 миллиона рублей!
И надолго замолчал, слушая ответ министра. Судя по тому, как хмурился и сжимал крепко губы Богард, министр Акопов не всегда цензурно выражал свое отношение к затее горожан и тракторостроителей.
- Ну, большое спасибо! Пока...
И потом к совещанию:
- Начинайте работу! Деньги будут!
После щедрости тракторного министра началась стройка пока еще безымянного стадиона. По разнарядке на строительстве работали люди из всех городских организаций.
Владимирцев можно было использовать на земляных и подсобных работах, а каменную и бетонную часть вел строительный трест №94, руководил которым тогда П.Ф.Красильников. На эту стройку он смог выделить лишь старенький экскаватор и бортовые автомобили ЗИС-5 для перевозки грунта.
Только на сооружении главной лестницы работали квалифицированные мастера во главе со старым каменщиком Иваном Ивановичем Шишкиным. А на подготовку высоких пилонов, спроектированных в классических формах и пропорциях, был приглашен большой мастер своего дела. К сожалению, фамилию и имя его восстановить старожилам города не удалось. Но то, что он соорудил, украшает вход до сих пор.
О строительстве можно говорить и рассказывать много и долго. Но вернемся к 4 ноября 1950 года. К тому времени были сооружены трибуны, футбольное поле, беговые дорожки и секторы со шлаковым покрытием. Не хватало лишь "порядка" для входа демонстрантов, идущих с площади Свободы на праздник открытия стадиона.
Обратились за помощью к комсомолу. Как вспоминают старожилы, прибыло 200 юношей и девушек. Примерно час они крутились у входа с лопатами и носилками и убыли, оставив те же самые кучи мусора.
Приехал управляющий трестом №94. Покачал головой. Уехал. Вернулся через полчаса с двумя взводами немецких военнопленных. Добавим, что именно они выполнили практически все самые сложные работы на строительстве. Молодцеватый обер-лейтенант построил невольников и скомандовал приступать к работе. Почти через час все работы были завершены. Главный вход сиял красотой и чистотой. Каждый из пленных немцев получил в награду по буханке хлеба (во Владимире тогда ежесуточно выпекалось 100 тонн хлеба). На следующий день был уложен асфальт, и руководство начало готовиться к торжественному открытию.
Во второй половине дня 7 ноября дважды первый секретарь (обкома и горкома) Петр Николаевич Алферов объявил стадион открытым. Судя по тому, как часто он бывал здесь с помощниками по строительству и решительно оказывал помощь работавшим здесь, был он большим футбольным болельщиком и болел за объект. А когда ему накануне предложили назвать стадион "Трактором", он ответил:
- Лучше, если и само сооружение, и футбольная команда, которая будет играть на нем, будут называться "Торпедо".
Стадион начал работать с лета 1951 года. На нем проводились футбольные и легкоатлетические соревнования, концерты, праздники. Сооружение подремонтировали к открытию в Москве Всемирного Фестиваля молодежи - ждали гостей. Затем под руководством прораба ССМУ-4 И.М. Крючкова прошла большая реконструкция "Торпедо" - к 850-летию Владимира.
А потом почти 13 лет в 80-е годы здесь был пустырь. И только в 1991 году был открыт новый стадион, возникший на месте земляных трибун 50-х годов. Зрителей теперь встречает железобетонная замкнутая чаша - стадион №2.

Вячеслав ЮДЕНИЧ.
Фото Виктора УЛИТИНА.